Правовые основы проведения независимых экспертиз

ВНИМАНИЕ! ОФИС В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ТЕПЕРЬ РАБОТАЕТ ДЛЯ ВАШЕГО УДОБСТВА И ПО СУББОТАМ,- С 10 ДО 18 ЧАСОВ!

Правовые основы проведения независимых экспертиз

 Основным нормативным актом, на который в своей работе опираются государственные и негосударственные экспертные организации, является ФЗ «О государственной судебной экспертной деятельности в РФ».

Действующее процессуальное законодательство устанавливает только одно требование, соблюдение которого является необходимым и достаточным для назначения для назначения лица в качестве судебного эксперта — это наличие специальных знаний. В то же время, судья вправе оценивать результаты экспертизы на основе своего внутреннего убеждения. Поэтому на оценку заключения, подготовленного по результатам исследования, могут повлиять сведения, которые в обязательном порядке указываются в этом документе, а именно: квалификация экспертов, то есть, образование, специальность, стаж работы, а также наличие ученой степени или звания. Все перечисленные данные дают суду возможность должным образом оценить компетенцию специалиста.

Исходя из содержания действующих нормативных актов, экспертом в рамках судебного производства называется лицо, обладающее определенными специальными знаниями на предмет вопросов, имеющих отношение к рассматриваемому делу. При этом под специальным знаниями, как правило, подразумеваются такие знания, которые не относятся к общедоступным, имеющим массовое распространение сведениям. Ими обладает только узкий круг специалистов.

Проведение независимых экспертиз не требует наличия каких-либо специальных разрешений. Действующее законодательство в сфере лицензирования различных видов деятельности не предусматривает обязанности получения лицензии экспертными организациями. Потому требование о предоставлении такого рода документов является незаконным.

Работа эксперта также выполняется без аккредитации. Сертификация является исключительно добровольной и организуется некоммерческими партнерствами. Многие специалисты полагают прохождение данной процедуры желательным, мотивируя это тем, что аккредитация дает возможность получить корпус высококвалифицированных экспертов в различных областях знаний, которые будут проводить исследования на высоком качественном уровне и в сроки, требуемые судопроизводством. Сертифицирующий орган при этом берет на себя контроль за деятельностью специалистов, что позволяет свести к минимуму факты проявления экспертом недобросовестности при составлении заключения.

Основным аргументом в пользу такого подхода является то, что анализ экспертной практики указывает на недостаточность наличия у специалиста высшего образования по определенной специальности. Судебная экспертиза также требует наличия и использования знаний общей теории таких исследований и процессуального и материального права. Как следствие, возникает необходимость проведении сертификации негосударственных экспертов, которые прошли обучение на основе стандартных образовательных программ, что позволит добиться повышения качества услуг и минимизации случаев допущения специалистами ошибок.

Отдельно следует упомянуть строительно-технические исследования, выполнение которых на данный момент также не требует получения лицензии. Более того, экспертная деятельность в этой области может осуществляться без допуска СРО к выполнению такой работы. Потому выбирать исполнителя следует особенно тщательно, обращая внимание на опыт проведения экспертиз, наличие отзывов от клиентов, благодарственных писем. Также будет не лишним ознакомиться с технической базой организации, квалификацией сотрудников.